[an error occurred while processing this directive]

СТАТЬИ ОБ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ


Второе дыхание "Киевских солистов"
Ольга Кизлова

Сокращенный вариант статьи см. здесь: "Зеркало недели. Украина" №39
http://zn.ua/CULTURE/kievskie_solisty_i_klassika,_i_sovremennost-90486.html

Молодежный камерный струнный ансамбль (оркестр) "Киевские солисты" основан выдающимся скрипачем Богодаром Которовичем пятнадцать лет назад. Под руководством маэстро он окреп, вышел на высокий международный уровень. Все его участники - лауреаты международнызх конкурсов, яркие музыкальные индивидуальности. Коллектив "Киевских солистов" - победитель международного конкурса в Вене, гастролировал в Германии, Польше, Японии, Бельгии, Южной Корее. В немалом репертуаре ансамбля - классика и новая музыка: произведения Е.Станковича, М.Скорика, К.Пендерецкого, Тору Такэмицу.

Фото с сайтов ансамбля и скрипача Сергея Островского



Молодые музыканты не чужды популярных жанров и сотрудничали с группой "Океан Эльзы", этно-джазовой певицей Нино Катамадзе, основателем Deep Purple клавишником Джоном Лордом. К сожалению, профессор Которович внезапно умер два года назад, оставив свое детище в растерянности на раздорожьи (http://zn.ua/CULTURE/kotorovich_obryv_struny-57471.html).

Полтора года оркестр находился в поиске. Им руководил днепропетровский дирижер Дмитрий Логвин. В феврале этого года дирекция и артисты приняли решение пригласить дирижера Владимира Сиренко, возглавляющего Национальный симфонический оркестр Украины. Теперь маэстро Сиренко, как это нередко происходит в мировой практике, одновременно руководит двумя академическими коллективами: старейшим симфоническим и самым молодым камерным. Зимой 2010 года "Киевские солисты" получили статус "национального камерного ансамбля", что накладывает серьезные обязательства: это второй камерный оркестр, имеющий подобный "титул".

Концерт в Колонном зале им. Лысенко вышел далеко за рамки рядового филармонического мероприятия, оказался, как теперь принято писать, "феерическим". Авторский проект одного из лучших наших струнных квартетов Collegium, трое участников которого работают в "Киевских солистах", называется традиционно: "Классика и современность" и был задуман в рамках ___ международного фестиваля Chamber Art Music.

Вечер открыло оркестровое переложение фа минорного квартета Л.Бетховена. Это произведение ансамбль подготовил еще под руководством своего основателя и показывал несколько лет назад в Варшаве. Играть сольные квартетные партии целой группой - дело технически-непростое, поскольку партитура Густава Малера не идеально приспособлена для оркестра. Тем не менее, бетховенский опус в малеровской интерпретации "Киевские солисты" сыграли увлекательно, драматично. Владимир Сиренко выстроил форму, точно расставил акценты. Особенно удалась вторая часть, заворожившая прекрасным строем, нежной кантиленой, однородно-мягким тембром.

С оркестром выступил 36 летний израильтянин Сергей Островский. Скрипач сыграл в первом отделении Концерт №2 Ре мажор В.А.Моцарта. Именитый европейский солист, профессор Женевской консерватории играет на скрипке Джованни Гранчино 1716 года, имеющей светлый, полетный тембр, особенно в верхнем регистре. Моцарт в исполнении гостя звучал ясно, живо, приветливо. "Киевские солисты" мягко взаимодействовали с лидером, не соревнуясь, а, объединяясь, в противовес предполагаемой в жанре классического концерта состязательности. Сергей держался непринужденно, играл ярко и легко, блестяще исполнил собственные оригинальные каденции, в которых мелькали интонации известных моцартовских мелодий (арии Царицы ночи из "Волшебной флейты"). Прекрасный звук отлично вписывался в акустику зала.

Второе отделение началось с Кончерто гроссо №1Альфреда Шнитке. Жанр "большого концерта" зародился в Италии во второй половине XVII века, в нем противопоставляются звучания всего состава исполнителей и группы солистов. Вскоре его вытеснил классический инструментальный концерт. В ХХ в. Кончерто гроссо возродился в творчестве И.Стравинского, Э.Блоха, Б.Мартину, Кшиштофа Пендерецкого. Зрелый стиль Шнитке отражен в шести Кончерто гроссо, созданных в течение его последних двадцати лет жизни. Первый был написан в 1977 году и использовал одну из модных находок того времени: прижившееся благодаря знаменитому эпатажному американцу Джону Кейджу "подготовленное" или "препарированное" фортепиано. Камерный оркестр в этом произведении "состязается" с двумя скрипками, клавесином и роялем, к струнам которого заранее прикрепляются скрепки, кнопки, листы бумаги. Сольные партии исполнили Сергей Островский и совсем юный Игорь Завгородний. Партии рояля и клавесина исполнила Ирина Стародуб. Шестичастный цикл обрамляют Прелюдия и Постлюдия, построенные на одной теме - таинственно-тягучей, наполненной внутренним драматизмом. Развитие напряженного "сюжета" во многом обусловлено "выпуклостью" образов Шнитке - автора огромного количества программной, кино- и театральной музыки. Развертывание партитуры захватило исполнителей - солистов, дирижера, оркестр. И так же пристально и горячо следили за ее "перипетиями" слушатели.

Завершился концерт "Четырьмя постлюдиями для струнных и фортепиано" Валентина Сильвестрова, сыгранными в присутствии автора. Цикл известен концертной записью 2009 года в интерпретации французско-американской пианистки Элен Гримо и камерного оркестра Баварского радио. В украинской столице его играли старшие коллеги молодежного коллектива - ансамбль "Киевская камерата". Жанр "постлюдии" как самостоятельная пьеса (от лат. post - после и ludo - играю - О.К.) родился из завершающего раздела романса или песни - его инструментального заключения. Сильвестров не раз обращался к этому жанру. В основе многих сочинений композитора лежит созерцательное размышление. В "Четырех постлюдиях" музыка течет тихим светлым потоком. Сильвестров считает, что "музыкальный текст должен нести ощущение самодвижения, полета, блаженства. Тогда возникает гармония". Слушатели вслушивались в раздумья о прожитом, ловили "ускользающую красоту" (В.Сильвестров), наслаждались печальной сквозящей грустью: И здесь мягко солировала Ирина Стародуб. Неожиданно в начале первой пьесы, впервые в своей практике, Владимир Сиренко остановил оркестр, когда в нежную воздушно-кружевную звуковую ткань ворвался громкий звонок мобильного телефона. Дирижер повернулся к публике, укоризненно посмотрел в конец зала и затем начал сначала. Сыграли потрясающе! По окончании и первого, и второго отделения артисты были вознаграждены совершенно бешеными восторгами, долгими овациями и многочисленными "браво!".

После концерта скрипач Сергей Островский рассказал о своей карьере, о сотрудничестве с украинскими музыкантами.

- Сергей, вы сегодня играли два отделения с разной эстетической концепцией. Что вам ближе, легче?

- Я даже не могу ответить, поскольку увлекало и то, и другое. Всегда легко делать то, что интересно. Второй концерт Моцарта играл впервые в жизни, Шнитке - второй раз. Получал удовольствие, т.к. от исполнения этих произведений еще не успел устать.

- Расскажите о себе и вашем "смешанном" музыкальном образовании, пожалуйста.

- Родился и начинал учиться в Нижнем Новгороде. В Израиле занимался у Ирины Васильевны Светловой из Гнесинской школы-десятилетки. Она приехала в Израиль в один год с моей семьей, и я проучился у нее пять лет. Светлова - один из главных педагогов, сложивших мою исполнительскую школу. Потом учился в Европе в составе основанного мной квартета Aviv. Мы стажировались два года под руководством Alban Berg Quartet, затем у квартетов Amadeus, Julliard, La Salle, Emerson, Vermeer, у Исаака Стерна - и это была великолепная школа. Игра в квартете Aviv, которому уже 15 лет - самая мощная "аспирантура". А в реальной аспирантуре моим педагогом был Алекс Керр - концертмейстер Королевского оркестра Concertgebouw в Амстердаме. Я учился у него два года, он мой последний педагог по скрипке, и дал мне очень много в плане моей "концертности", определил мои задачи в сольном исполнительстве. Кроме того, я работаю первым концертмейстером в оркестре De La Suisse Romande в Женеве и преподаю в тамошней консерватории.

- Это такая редкость - охват всех возможных полей деятельности академического музыканта, который вам удается. Ведь в Германии, например, музыкальные педагоги, солисты, камерные музыканты и оркестранты учатся по разным программам.

- Да, там есть отдельные школы камерной и оркестровой подготовки. В такой школе в Кёльне мы занимались квартетом. Но я никогда не учился отдельно оркестровому делу, не видел в этом надобности и не проходил никаких специальных методических программ. Нужно просто интересоваться, много об этом читать и познавать на собственном опыте. Меня интересуют все сферы музыкальной деятельности.

- И везде вы успешны.

- Об этом не мне судить, но то, чем я занимаюсь, мне нравится. Пока я очень далек от момента, когда скажу, что от чего-то устал. Хотя я не слишком интересуюсь исполнением наиболее современной музыки. Есть люди, которые специализируются именно в этом направлении, но не обязательно всем нужно всё играть. Я с удовольствием изучаю квартеты Бетховена и концерты Моцарта. Две недели назад на фирме Naxos вышел диск с менее известными скрипичными концертами русских композиторов Антона Аренского, Юлия Конюса и первой в мире записью Концертино Моисея Вайнберга (советский композитор, автор множества симфоний, квартетов, концертов, опер, музыки к фильму "Летят журавли" и мультфильму "Винни Пух" - О.К.). Я записался с немецким дирижером Томасом Зандерлингом (сотрудничал с НЗАСОУ - О.К.) и оркестром британского города Борнмут, которым руководит киевлянин Кирилл Карабиц. Хотя основная моя деятельность - все же квартет. И меня все больше интересует преподавание. Я преподаю с семнадцати лет, в вузе работаю с 2009-го. Мы коллеги по Женевской консерватории с виолончелистом Денисом Северином, именно он меня сюда привез. (Северин играл в Киеве на двух фестивалях Chamber Art Music - О.К.). Я впервые выступил в Украине. "Киевские солисты" - замечательный оркестр (мне есть, с чем сравнивать, я играл с разными камерными и симфоническими составами). Здесь музыканты - настоящие энтузиасты: Юра Погорецкий, Тарас Яропуд, как и весь квартет Collegium. Они занимаются до глубокой ночи, как будто никогда не устают. Меня подкупает их одержимость. В оркестре "Киевские солисты" нет "балласта", все крепко играют. То, что я хотел привнести в Моцарте, я прислал в нотах. Они хорошо подготовились, и за две репетиции мы все сделали, поскольку дирижер и оркестр живо откликнулись на мои пожелания. С Сиренко я уже играл в сопровождении Бруклинского филармонического оркестра в Нью-Йорке. Мы исполняли Интродукцию и Рондо-каприччиозо Сен-Санса. Я снова сегодня убедился, как он чутко аккомпанирует. И дает много общаться с оркестром, не обижаясь и не ревнуя, что почти не свойственно дирижерам. Редкое качество, безусловно, работающее только во благо исполнения. Я рад приезду в Киев и этому проекту. А еще надеюсь помочь максимальной профессиональной реализации талантливого музыканта Игоря Завгороднего, которого буду поддерживать.


[an error occurred while processing this directive]